Об интернет-магазинах

25.04.2013


интернет-магазин

«Растут, как грибы после дождя» – выражение, как нельзя лучше описывающее ситуацию с появлением новых интернет-магазинов. И действительно, если провести параллель между «жизненным циклом» грибов и большинства новоиспеченных сайтов, можно найти много общего: как и грибы, они моментально появляются целыми «полянами», и так же стремительно исчезают. Впрочем, некоторые проекты выживают, и благодаря им в интернет-торговле все же замечено развитие. Сейчас этот рынок выходит на качественно новый уровень – магазины переходят от ценовой конкуренции к маркетинговой борьбе.

Создать интернет-магазин элементарно просто

Массовое появление интернет-магазинов началось примерно 3-4 года назад. «Первопроходцы» возникали подобно компьютерным фирмам на рубеже тысячелетий: два неглупых студента условились создать виртуальную торговую площадку и с этой целью занимались разработкой соответствующего сайта. После этого на плечи одного легла работа по управлению порталом и принятию заказов, а второй взялся налаживать контакты с поставщиками, заключал с ними договора, обеспечивал своевременную доставку товара и рассчитывался с клиентами. Подобная схема и сейчас актуальна – многие интернет-магазины запускаются аналогичным образом.

Вот как выглядит схема работы типичного интернет-магазина: собственники ресурса мониторят наличие тех или иных товарных позиций у дистрибьютора и при появлении нового продукта добавляют его на виртуальную витрину своего магазина. В случае заказа товара, его покупают у поставщика и перепродают с определенной наценкой и платой за доставку. Таким образом деятельность интернет-магазина можно классифицировать как посредническую. Т.е. интернет-магазин – это, по сути, посредническая фирма без помещения, склада, витрин и продавцов.

Но есть и другие схемы, которые называют гибридными. Под этим термином подразумевают наличие не только виртуальной торговой площадки, а и реального оффлайнового магазина. Такая схема тоже довольна популярна, особенно если речь идет о рынке компьютерной, бытовой техники, электроники и т.д.

Минимум вложений – максимум выгоды

вот такая выгода в баночках

Самое заманчивое в торговле на виртуальных площадках то, что для открытия такого бизнеса нужны буквально мизерные вложения. «Для разработки сайта, аренды офиса, регистрации юридического лица, покупки кассового аппарата и оплаты связи достаточно 50 тыс. рублей, и это все что нужно для функционирования интернет-магазина», – говорит Максим Багаев, руководитель отдела продаж компании «Техномакс». Именно причиной низкого порога вхождения в этот бизнес он объясняет столь массовое появление интернет-магазинов в виртуальном пространстве.

Дополнительный плюс ведения такого бизнеса – отсутствие традиционных издержек, характерных оффлайновым магазинам: зарплаты персоналу, аренды складских и торговых помещений и т.д. За счет сэкономленных на этих позициях средств интернет-магазины получают ключевое преимущество – более низкие цены.  Так, если сравнивать ценники в «реальных» и «виртуальных» магазинах, последние дают скидку на товар в 5-10%, которая в отдельных случаях может достигать 30%. «Только подумайте, какие затраты вынужден нести магазин бытовой техники, расположенный где-то в центре города. Лишь на оплату аренду торговой площади могут уходить довольно серьезные суммы (около 5 тыс. рублей за м2). А если добавить к этим расходам зарплату администратора, 3-5 продавцов, затраты на логистику и рекламу, заниженные на 20-30% цены в интернет-магазинах, не несущих этих расходов, становятся вполне экономически обоснованными», – объясняет один из сотрудников интернет-магазина «ТехноМарт».

Впрочем, у любого правила есть исключения, и этот случай не исключение. Бывает и так, что существование интернет-магазина нерентабельно без торговых площадей. «Изначально мы планировали создать только интернет-магазин. Но поработав какое-то время, мы поняли, что эффективное продвижение нашего товара – покрытия для полов, будет невозможным, если клиент не сможет увидеть его собственными глазами и пощупать товар перед покупкой. Здесь, пожалуй, не обошлось без влияния специфики продукта. Поэтому, через определенное время мы открыли выставочный зал», – рассказывает Алексей Дронов, директор интернет-магазина deshevlepola.net.

Перспективные направления для «избранных»

перспектива

Очередным плюсом интернет-торговли является огромное количество свободных направлений. Особенности виртуального бизнеса таковы, что искать популярные, часто посещаемые места или бояться поглощения более развитым конкурентом в нем не приходится. Однако в ряде сегментов количество предложений превысило спрос в несколько раз. Так, в РФ, «забиты до отказа» интернет-рынки компьютерной и бытовой техники, электроники, косметики и средств гигиены, автомобильных запчастей и аксессуаров. По понятным причинам доходность в таких направлениях стала минимальной.

Наряду с «занятыми» нишами, есть «свободные» и не менее перспективные сегменты, но работать в этом направлении «рядовой» интернет-торговец не сможет. Ярким примером тому является аптечный бизнес. По мнению многих специалистов, работа в этом направлении считается одной из самых высокомаржинальных и перспективных. Все дело в том, что открыть интернет-аптеку можно лишь при условии наличия лицензии на ведение фармакологической деятельности, получить которую ой как не просто: помимо помещения нужны соответствующие специалисты и ряд других составляющих. Вот почему абсолютное большинство интернет-аптек являются проектами реальных аптечных сетей.

«Для на интернет-аптека играет роль… если хотите, вспомогательного источника дохода. Виртуальный магазин делает наши услуги более доступными, клиент может посмотреть ассортимент, проанализировать цены, получить консультацию специалиста и в то же время заказать медикаменты с 10%-ной скидкой», – описывает важность и преимущества интернет-проекта Евгений Осетров, заместитель гендиректора сети аптек «МЕДИКС». Озвучивать уровень продаж интернет-аптеки она отказалась, но проанализировав статистику сайта, получаются весьма неплохие показатели: за день в интернет-магазин заходит порядка 1-1,5 тыс. человек. Даже если исходить из того, что медикаменты заказывает лишь каждый 10-й посетитель, в день получится порядка 100-150 продаж. Учитывая слова руководителя одного из интернет-магазинов компьютерной тематики, который говорит, что 10 заказов в день для них хороший показатель, уровень продаж интернет-аптеки смотрится весьма позитивно.

Будущее за качественным сервисом

сервис

Несмотря на быстрые темпы развития интернет-торговли, владельцы виртуальных торговых площадок констатируют, что её объемы продаж еще не подлежат сравнению с оффлайновой торговлей. Возникает вполне закономерный вопрос: чем можно объяснить этот факт учитывая ряд очевидных преимуществ интернет-торговли для потребителя – это и выгодная стоимость товара, и удобство покупки, и возможность доставки товара на дом? По мнению экспертов, главная причина кроется в неготовности основной аудитории к осуществлению покупок в интернете. «Например, объем продаж интернет-магазинов на компьютерном рынке достигает 25-40% от общего объема продаж, в то время как у нас этот показатель еле дотягивает до 5%», – сетует Максим Багаев. Специалисты также считают, что развитию интернет-торговли в городских масштабах мешает не отлаженная система доставки, глобальная конкуренция и частое отсутствие товара в наличии.

В гонитьбе за увеличением объемов продаж, некоторые владельцы интернет-витрин снижают цены до такой степени что уже сами их не выдерживают и вынуждены закрывать бизнес. И действительно, есть ли смысл работать, когда твоя надбавка составляет лишь 100 рублей по сравнению со стоимостью оптового поставщика, а то и вовсе отсутствует? Ряд интернет-торговцев идут на обман покупателя и всевозможные хитрости – непомерно дорогую доставку, комиссии при безналичной оплате, дополнительные бонусы и товары, которые буквально «втюхивают покупателю». Стоит ли говорить что это путь в никуда?

Большинство участников рынка сходятся в одном: выживут и будут процветать только те виртуальные площадки, которые смогут предложить покупателю качественный и недорогой сервис: оперативную доставку товара и постпродажное обслуживание.

«В сложившейся ситуации, когда цены везде одинаковы, и их дальнейшее снижение ставит под угрозу существования бизнеса, ключевым становится вопрос сервиса, его качества. Прежде всего речь идет о доставке. Можно с уверенностью утверждать, что магазины, не способные выполнять её своевременно и оперативно в скором времени покинут рынок. Одно тянет за собой другое – оперативный развоз требует наличие собственного склада с товаром и службы доставки. Следующее условие успешного функционирования интернет-магазина – сервис после продажи, т.е. обслуживание товара на время гарантии и после её окончания. Нужно быть реалистами: все это требует немалых затрат, поэтому небольшим магазинам реализация подобных задач не по силам. Еще один момент – продвижение в других информационных средах, не только в Интернете. Интернет-аудитория большинства крупных городов уже полностью охвачена, поэтому приходится искать новых покупателей среди тех, кто еще не является активным пользователем Интернета. Например, мы в скором будущем собираемся заняться рекламой магазина в СМИ и по городу. Я это все к чему говорю? К тому, что в современных реалиях традиционные методы продвижения уже неэффективны. Сегодня интернет-магазин требует серьезного подхода и не менее серьезных инвестиций», – резюмирует сотрудник «ТехноМарта», пожелавший остаться неизвестным.